четверг, 28 февраля 2013 г.

"Я СОЛНЦЕ ПИЛ, КАК ЛЮДИ ВОДУ"

вечер поэтического настроения, посвященный Расулу Гамзатову
(сценарий)

Цель: вызвать эмоциональный отклик на поэзию Расула Гамзатова; побудить читателей  через знакомство со стихами поэта к изучению его творчества.   
Оборудование:  видеоролики о поэте, аудиозаписи песен и стихотворений в исполнении известных певцов и мастеров художественного слова, клипы на основе стихов поэта, книжный развал, посвященный  Р.Гамзатову.
Ведущие: журналист, биограф.

Ход мероприятия:
На окне «мать»  зажигает свечу.
Биограф: Когда поэт впервые покидал родную саклю, отправляясь в путь, его мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.  Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…
Видеоролик «Расул Гамзатов. Четки лет». (3 минуты).


Биограф: Поэт вспоминает: «Когда я родился, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почтенных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. В кувшинах была, конечно, пенистая буза. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны. 
- Имя девочки должно быть подобно сиянию звезды или нежности цветка. В имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Много имен узнал я, читая книги, много имен услышал я в звоне сабель. Мои книги и мои сабли шепчут мне теперь имя – Расул. …Потом он подал меня, плачущего, моей матери и, обращаясь к ней и ко всем сидящим в сакле сказал:
- Вот и Расул.
Оказывается, седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в мое имя смысл и цель. Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?»


Чтец: «Земля моя»


На груди материнской


Ребенок заснул безмятежно.
Так и я среди гор
Засыпаю в долине родной.
И, от зноя укрыв,
Чередою плывут белоснежной
Облака, облака
Над аулом моим, надо мной.
И, как ласковый дед,
Что склонился над люлькою внука,
Над моим изголовьем
Раскинулся дуб.
И уже я забыл,
Что на свете бывает разлука
И что свет этот белый
Порою на радости скуп.
Бесноватой реки
Я гортанное слышу наречье –
Это песня потока,
По камням летящего с гор.
В этой песне душа,
В этой песне слова человечьи,
Наизусть эту песню
Я знаю с младенческих пор.
Я вернулся домой,
И меня здесь приветствовать рады
Седовласые горы,
Почтенные, как старики.
И, как очи любимой,
Как очи моей Шахразады,
Чистотою своей
Опьяняют меня родники.
Как мне дорог всегда
Ты, надоблачный край мой орлиный,
Что учил меня жить
И, любя, не жалел ничего,
Дал мне мужество ты,
Познакомил
С народной былиной,
Дал мне звонкую песню
Родного отца моего.
Журналист: Дело в том, что поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих святое имя – Дагестан, любовь к которому питала его творчество до конца жизни.
Чтец: «Часто я вспоминаю…»
Часто я вспоминаю в далеком краю
Двухэтажную саклю родную мою.
Часто я вспоминаю то поле меж скал,
 Где на резвом коне я мальчишкой скакал.
Часто я вспоминаю родник у села,
Где она мне впервые кувшин поднесла.
Часто я вспоминаю тот путь на ветру,
Где она провожала меня поутру.
Но ни  разу не вспомнил я ту, что любил,
Потому что ни  разу о ней не забыл.
Биограф: От своего отца, народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, перенял поэт заповедь о том, что стихи обязаны трудиться, о том, что в жизни и в поэзии надо всегда выбирать трудные дороги. Поэт писал: «Отец был моим первым наставником в поэтическом искусстве. Он говорил: «Твой стиль, твоя манера, то есть твои нрав и характер, должны стоять в стихах на втором месте. На первое же место нужно поставить нрав и характер своего народа. Сначала ты горец, аварец,а потом уж Расул Гамзатов».
Чтец: «Мы все умрем»
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.

Песня «Журавли»
в исполнении М. Бернеса.


Биограф: Как истинный художник Расул Гамзатов не утомляет трудностью своих произведений. Его творчество быстро и прочно усваивается читателем. А стихи легко ложатся на музыку.

Песня «Я тебя не забуду» в исполнении Ю.Антонова.
Журналист: У Расула Гамзатова  немало произведений, написанных после путешествий за границу.  На вопрос,  какое из них в творческом отношении было наиболее удачным, поэт ответил: «Судить об этом не мне, а читателям. Вообще, у меня, говоря строго, всего две темы: Родина и Женщина. Как гражданин своей страны я должен высказать свое отношение ко всему, что происходит вокруг. И как человек я должен выразить свое отношение к другому человеку: я выражаю свое отношение к женщине.
Чтец: ***
Я звезды засвечу тебе в угоду,
Уйму холодный ветер и пургу,
Очаг нагрею к твоему приходу,
От холода тебя оберегу.

Мы сядем, мы придвинемся друг к другу,
Остерегаясь всяких громких слов,
Ярмо своих печалей и недугов
Себе на шею я надеть готов.

Я тихо встану над твоей постелью,
Чтоб не мешать тебе, прикрою свет,
Твоею стану песней колыбельной,
Заклятьем ото всех невзгод и бед.
И ты поверишь: на земле метельной
Ни зла людского, ни печали нет.

Песня «Колыбельная» в исполнении группы «Цветы».

Биограф: Светлые и грустные, бурные и клокочущие, шутливые и трогательные, строки, обращенные к женщине, передают все оттенки страстей, одолевающих сердце поэта.

Чтец: «Если в мире тысяча мужчин»
Если в мире тысяча мужчин
Снарядить к тебе готова сватов,
Знай, что в этой тысяче мужчин
Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если пленены тобой давно
Сто мужчин, чья кровь несется с гулом,
Разглядеть меж них немудрено
Горца, нареченного Расулом.

Если десять влюблены в тебя
Истинных мужей, огня не спрятав, -
Среди них ликуя и скорбя,
Нахожусь и я – Расул Гамзатов.

Если без ума всего один
От тебя, не склонная к посулам,
Знай, что это с облачных вершин
Горец, именуемый Расулом.

Если не влюблен в тебя никто
И грустней ты сумрачных закатов,
Значит на базальтовом плато
Погребен в горах Расул Гамзатов.

Песня «Долалай» в исполнении М.Магомаева.

Журналист: Однажды мои коллеги, журналисты, спросили поэта  о том, что взял бы  он  с собой, отправляясь  на чужую планету, чтобы не скучать. Поэт ответил: - Нарды. И хорошего друга, и прекрасную женщину. И действительно, стихи Расула Гамзатова о любви пленительны и задушевны.

Чтец: стихотворение «Я влюблен в сто девушек». (Книга «Суди меня по кодексу любви» с. 200).

Видеоклип на песню «Есть глаза у цветов».

Журналист: В детстве, сидя у камина, Расул любил слушать рассказы отца о знаменитом Шамиле, который имел восемь ранений сердца и умел одним ударом шашки рассечь всадника вместе с конем, о храбром наибе Хаджи-Мурате, о певце любви Махмуде.
 Народные легенды, сказки и песни, услышанные им в детстве, на всю жизнь оставили свой след в его сердце, как кубачинский резец на рукояти сабли.

Чтение по ролям легенды «Парень гор». (Книга «Суди меня по кодексу любви» с.164).

Песня «Разве тот мужчина?» в исполнении М.Магомаева.

Биограф: Поэт Эдуард Межелайтис писал о Гамзатове: «Мне безумно нравится его поэтический темперамент, нежный его лиризм, богатая, как и родной его Дагестан, красочная палитра. Некоторые его стихи звучат, словно философские сентенции и афоризмы. Это седая мудрость. И её, я знаю, он черпает из духовного сокровища своего народа. Это глубокий, неиссякаемый и неисчерпаемый творческий родник».
Чтец:
***
В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли.
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди, и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.
***
Захочет любовь – и в клубящейся мгле
Багряный цветок расцветёт на скале,
И снег зажурчит на вершине.
Но в каменном сердце во все времена
Не в силах посеять она семена,
В нём тёрн прорастает поныне.
***
Не будет пусть никто из нас голодным,
И пусть никто не будет слишком сыт:
Один от голода бывает злобным,
Другой нам зло от сытости творит.
***
Прекрасны в книге жизни все страницы,
Всё в этой книге здраво и умно.
Чтоб вновь родиться колосом пшеницы,
Ложится в землю мёртвое зерно.
Когда весенний дождь прольется где-то,
В лугах взойдет шумящая трава;
Когда слеза блеснет в глазах поэта,
Родятся настоящие слова.
***
- Скажи мне, что в мире презренней всего?
- Дрожащий трусливый мужчина!
- Скажи мне, что в мире презренней его?
- Молчащий трусливый мужчина!

Журналист: Расул Гамзатов писал:  «С песни начинается моя жизнь и до конца принадлежит ей. Поэзия, как всякий полезный труд, украшает жизнь народа, делает её богаче, ярче, содержательней. Самое мое заветное желание – до конца дней своих приносить пользу родному народу, служить ему не за страх, а за совесть. То, чего я желаю себе, я хотел пожелать и вам».

Аудиозапись стихотворения «Мое пожелание».

Биограф: Поэт в ранней молодости выдвинул перед собой задачу – прославить свой скромный народ,свой прекрасный Дагестан во всем мире. Нелегкая была это  задача, но он своего достиг: своим блистательным талантом, силою духа и души открыл он  место для аула Цада не только на карте, но и в людских сердцах. Есть ли большее счастье для поэта?
Видеоролик о Р. Гамзатове. На фоне музыки читается стихотворение:
Ты, время,как палач, в урочный час,
Не оглашая приговоров длинных,
Торжественно лишаешь жизни нас —
Всех равно: и виновных и невинных.

Но был закон на свете с давних пор,
Чтоб спрашивал последнее желанье
У тех, над кем свершилось наказанье,
Палач, пред тем как занести топор.

Чего ж возжажду я всего сильней?
Я жизнь прожил, чего ж хотеть мне боле?
Стремление к любви — вот что моей
И первой было, и последней волей.

И пусть в свой час подводит жизнь итог,
Я все сказал и сделал все, что мог. 



Фотографии с мероприятия












 
Библиография:
1.      Гамзатов Р. Г. Горянка [Текст]: поэма / Р. Г. Гамзатов. – М.: Дет. лит., 1969. – 174 с.
2.      Гамзатов Р. Г. Двадцатый век [Текст] / Р. Г. Гамзатов. - М.: Известия, 1983. - 480 с.
3.      Гамзатов Р. Г. Избранное [Текст]: в 2-х т.: Т. 1  / Р. Г. Гамзатов. - М.: Худож. лит., 1964. - 392 с.
4.      Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан [Текст]: повесть / Р. Г. Гамзатов. – М.: Мол. гвардия, 1968. - 256 с.
5.      Гамзатов Р. Г. Очаг [Текст]: поэмы / Р. Г. Гамзатов. – М.: Дет. лит., 1983. - 191 с.
6.      Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений [Текст]: в 5-ти т.: Т. 1 / Р. Г. Гамзатов. - М.: Худож. лит., 1980. - 511 с.
7.      Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений [Текст]: в 3-х т.: Т. 1 / Р. Г. Гамзатов. - М.: Худож. лит., 1968. - 528 с.
8.      Гамзатов Р. Г. Суди меня по кодексу любви [Текст] / Р. Г. Гамзатов. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 272 с.
9.      http://www.youtube.com/watch?v=uhWJQ3jednA
10.  http://video.mail.ru/mail/kuzya200759/1121/2288.html
11.  gamzatov.ru/index.html
13.  video.yandex.kz/externa/
14.  www.youtube.com/watch?v=tCdvV-ZOYTo
Составитель:  начальник отдела инновационной и методической работы Меньшикова О.Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий